Сертификация услуг: вопрос-ответ
Перевод обязательной сертификации услуг в добровольную до сих пор вызывает много вопросов у предпринимателей и юридических лиц. Мы обобщили эти вопросы и постарались дать на них подробные ответы.
Вот наиболее часто встречающиеся вопросы:
Вопрос: Зачем нужна сертификация услуг?
Ответ: Добровольная сертификация является одной из форм подтверждения соответствия услуги (ст. 20 закона РФ «О техническом регулировании») в целях удостоверения соответствия … услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, условиям договоров, содействия приобретателям в компетентном выборе … услуг, повышения конкурентоспособности … услуг на российском и международных рынках (ст. 18 указанного закона). Всё перечисленное и называется государственным регулированием потребительского рынка с помощью подтверждения соответствия. Следовательно, чтобы соответствовать современным требованиям рынка, нужно пройти сертификацию.
Вопрос: Вправе ли кто-либо принудить предпринимателя или предприятие к прохождению сертификации услуг?
Ответ: Нет, не вправе. Однако, сертификация – это услуга, и орган по сертификации вправе заниматься её продвижением. Кроме того, сертификация – это особый вид услуги, она заканчивается выдачей сертификата соответствия государственного образца и естественно пользуется государственной поддержкой. Так, многими действующими законами и другими нормативными предусмотрено наличие сертификата соответствия на услуги, оказываемые населению.
Вопрос: Предприятие имеет сертификат соответствия, однако количество проверок не снижается, а наличие сертификата контролирующие органы при проверке не всегда учитывают.
Ответ: Сертификация нужна прежде всего предприятию, чтобы работать в соответствии с принятыми требованиями. А имея сертификат соответствия можно чувствовать себя уверенным при любой проверке.
Вопрос: Закон РФ «О защите прав потребителей» обязывает исполнителя услуги проинформировать потребителя о её безопасности. Какими документами можно это сделать?
Ответ: В настоящее время единственным документом, подтверждающим безопасность услуги по всей технологической цепочке её исполнения, является сертификат соответствия.
Вопрос: Предусмотрено ли какое – либо наказание для предприятия за исполнение услуги без сертификата соответствия?
Ответ: Да, в том случае, если услуга оказывается ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил (ст. 14.4 «Кодекса РФ об административных нарушениях», где сказано: «Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг населению с нарушением санитарных правил или без сертификата соответствия, удостоверяющего безопасность таких товаров, работ или услуг для жизни и здоровья людей, - влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от 20 до 25 минимальных размеров оплаты труда с конфискацией товаров или без таковой; на должностных лиц – от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда с конфискацией товаров или без таковой; на юридических лиц – от 400 до 500 минимальных размеров оплаты труда с конфискацией товаров или без таковой»).
Вопрос: Влияет ли сертификация на цены товаров и услуг?
Ответ: Да, влияет. Во-первых, сертификация обязывает предприятие более качественно оказывать услугу, быть более разборчивым в выборе поставщиков и смежников, вкладывать средства в развитие материально-технической базы. А, как говорят, качество дешёвым не бывает. Да и если вы купили некачественные фрукты или овощи по дешёвой цене, скорее всего реальная их цена сравняется с ценой качественных за счёт отходов при их употреблении, ведь чем ниже качество, тем больше отходов.
Вопрос: Что даёт сертификация коллективу предприятия?
Ответ: Во – первых, это улучшение условий труда, ведь в процессе сертификации на предприятии, как правило, проводится ремонт, обновляется оборудование, улучшается освещённость, приводится в соответствие с требованиями спецодежда.. Во – вторых, предприятие обязано повысить квалификацию кадров. В третьих, квалифицированные кадры в красивом интерьере и одежде, за редким исключением, просто не могут некачественно оказывать услугу, а это повлечёт за собой приток клиентов. У предприятия будет больше прибыль, а у работников зарплата.
Вопрос: Может ли быть снижена стоимость проведения работ по сертификации?
Ответ: Да. В каждом отдельном случае орган по сертификации внимательно рассматривает этот вопрос и согласовывает стоимость с предприятием с учётом его возможностей. Кроме того, стоимость может быть снижена за счёт сокращения процедур. Система добровольной сертификации позволяет это сделать в отличие от обязательной.
Вопрос: Как определяется тип и класс предприятия?
Ответ: Тип и класс предприятия определяется его владельцем или администрацией, однако подтвердить его можно только при сертификации. Подтверждённый тип и класс вносится в сертификат. Например: «Ресторан соответствует первому классу».
Вопрос: Будут ли разрабатываться технические регламенты на услуги?
Ответ: Да. Уже разработаны проекты технических регламентов на услуги розничной торговли, ТО и ремонта автомототранспорта, в процессе разработки – на услуги общественного питания.
Вопрос: Наше предприятие работает стабильно, выполняет все требования ГОСТов. Надо ли нам проходить сертификацию?
Ответ: Конечно, лучше пройти. И не только по причинам, которые прозвучали в вышеназванных ответах. Всегда полезен свежий взгляд на предприятие, опытный эксперт подскажет, что можно улучшить в работе предприятия. В стране постоянно меняется нормативная документация, и никто, кроме эксперта, не обладает в полном объёме информацией об этих изменениях. Наконец, наличие сертификата улучшает имидж предприятия, и любой уважающий себя бизнесмен должен относиться к наличию сертификата как к наличию других признаков солидного предприятия.
Таковы наиболее встречающиеся вопросы по поводу добровольной сертификации услуг.